10:34 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
Случайно нашел три хороших амв одного автора по олдскулу 80х и начала 90х. Подбор исходников совершенно неочевидный, есть и малоизвестные вещи, а многая попса отсутствует. Но оно, вероятно, только к лучшему. Тем более в целом работа отличная, хорошо демонстрирует все радости рисовки 80х. Трек подобран просто великолепно. Минус: автор какого-то чертова рожна навставлял повсюду фифект старой пленки, временами очень сильный. Он только мешает.



Куча стрельбы и экшона, тоже все старенькое.



А тут прямо ГТА, стрельба, мордобои и крутые тачки. Исходника всего два, поэтому смотрится очень органично.


@темы: аниме и манга, видео, amv

23:54 

ЛиТерраКон (2017), 10 и 12 ноября.

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
ЛиТерраКон, четвертый международный фестиваль фантастической литературы и воображаемых миров, проходил в Киеве 10, 11 и 12 ноября 2017 года.
Я была на фестивале 10 и 12 ноября, и все, как того и следовало ожидать, было просто фантастически. :)
Огроменное спасибо Олегу Силину и Алене Савиновой - за отлично организованный, как по нотам, фестиваль, а Наталье - за то, что была со мной, за моральную поддержку, фото в количестве, классный подарок и угощение :heart:
Рада, что на фестивале был и Роберт Кривошеев.

читать дальше



На этой позитивной ноте рассказ о ЛиТерраКоне 2017 подходит к концу.
Рада, что побывала на фестивале. Огромное спасибо всем, кто сделал это сказочное мероприятие реальностью! :heart::heart::heart:

@темы: из литературной жизни, из жизни, фильмы, которые мне нравятся, мои рассказы

08:26 

Собрал аббревиатуры по дневнику

Atandakil
El sueño de la razón produce monstruos
GROND - не только оружие Моргота, но и Gamma-Ray Burst Optical/Near-Infrared Detector, оптический и инфракрасный телескоп наблюдения послесвечения гамма-вспышек обсерватории ESO в Чили;
REM - тоже не только стадия быстрого движения глаз во сне, а телескоп быстрого наведения Rapid Eye Mount telescope в той же обсерватории ESO в Чили;
INTEGRAL - международная астрофизическая обсерватория гамма-лучей, INTErnational Gamma-Ray Astrophysics Laboratory;
MASTER - Mobile Astronomical System of theTElescope-Robots;
BAT - Burst Alert Telescope - система предупреждения о гамма-вспышках;
RAPTOR - оптический телескоп быстрого наведения - RAPid Telescopes for Optical Response;
CARMA - Combined Array for Research in Millimeter-wave Astronomy, Комбинированный массив для исследований в миллиметровом диапазоне - обсерватория, занимающаяся исследованием космоса в миллиметровом диапазоне радиоволн;
ALMA - Atacama Large Millimeter Array, Большой массив для исcледований в миллиметровом диапазоне в Атакаме, работающий и строящийся интерферометр в пустыне Атакама;
TAROT - Télescopes à Action Rapide pour les Objets Transitoires, телескоп, предназначенный для автоматического быстрого наведения на вспыхивающие объекты и их наблюдения;
CANDELS - Cosmic Assembly Near-infrared Deep Extragalactic Legacy Survey, программа глубокого космического внегалактического обзора в ближнем инфракрасном диапазоне;
MITSuME - Multicolor Imaging Telescopes for Survey and Monstrous Explosions (японский инструмент, состоящий из трех камер, осуществляющих широкоугольный контроль и оперативное наблюдение быстро возникающих вспышек, например, послесвечений гамма-всплесков. Назван по популярной видеоигре Mitsume ga Tooru (в переводе, "трехглазый" ), в свою очередь, сделанной по популярному аниме);
SOHO - Solar and Heliospheric Observatory, космическая станция, расположенная в точке Лагранжа и наблюдающая Солнце - а вовсе не квартал в Лондоне, примыкающий к Пикадилли, и не район Манхеттена к югу от Хаустон стрит;
GOLF - Global Oscillations at Low Frequencies, система контроля глобальных низкочастотных колебаний Солнца;
SWAN - Solar Wind ANisotropies, контроль анизотропии солнечного ветра. Угадайте, как некоторые остроумцы окрестили периодические вариации этой анизотропии;
VIRGO - Variability of solar IRradiance and Gravity Oscillations, инструмент для исследований солнечной постоянной и гравитационных колебаний;
ATHENA - Advanced Telescope for High Energy Astrophysics, перспективный рентгеновский телескоп;
TACTIC - TeV Atmospheric Cherenkov Telescope with Imaging Camera;
MAGIC - Major Atmospheric Gamma-ray Imaging Cherenkov Telescope; (две системы наблюдения космических лучей сверхвысокой энергии).

И забытое:
NAOMI - Natural-guide-star Adaptive Optics for Multi-purpose Instrumentation;
ISIS - Intermediate dispersion Spectrograph and Imaging System;
INGRID - Isaac Newton Group Red Imaging Device;
OASIS - Optically Adaptive System for Imaging Spectroscopy;
и самое главное:
SAURON -- Spectroscopic Areal Unit for Research on Optical Nebulae.

запись создана: 03.12.2017 в 12:07

@темы: Наш мир

11:58 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.


Журнал "Юность" предоставил сохранившиеся архивы за 1958-2017 гг. unost.org/?page_id=406 К сожалению, есть не все номера, особенно за очень интересующий меня конец 70х. Зато многие есть в двух вариантах, сканированном и текстовом. Боюсь, более полного архива нам уже не увидеть - в интернетах я искал их давно и находил только одиночные сканированные номера или раздачи с такими же прореженными сериями. Хотя еще вот здесь sites.google.com/site/zurnalysssr/home/unost их немало, в сумме с первой ссылкой должно быть неплохо.

Отличный журнал, в котором встречаются настоящие жемчужины советской литературы. Многие произведения отдельно не издавались, а значит, и никаких переизданий нет и не будет, и они могут кануть в небытие, как только потеряются все журналы. Помним, любим, храним.

АРХИВ ЖУРНАЛА «ЮНОСТЬ»


"Прошло 50 лет, а 1963 год стал историей. Во всяком случае, журнал «Юность» образца 1963 года, который мы предлагаем Вашему вниманию: Василий Аксенов, Анатолий Гладилин, Виктор Розов, Александр Яшин, Николай Тихонов, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина и многие другие. Андрей Вознесенский пытается связать настоящее время и флорентийский орнамент, Аксенов создает современный новояз на материале геологоразведки, пакуя свои знаменитые «Апельсины из Марокко», словно посылку в будущее. Не похожий на себя Тихонов и не похожий на себя Окуджава… Пока даже не придуман термин: «шестидесятники»! Зато со страницы журнала на читателя взирает Никита Хрущев, так и не объяснивший свету, что же такое «кузькина мать».

Мы не хотим никого судить, выставлять оценки, не наше это дело. Мы хотим, чтобы вы услышали, ощутили «шум времени». Того «славного времени» (а плохого времени не бывает, бывают неподходящие этому времени люди, которые бросают жирную тень на него), которое больше никогда не возвратится. Возможно, его когда-нибудь назовут «бронзовым веком» русской литературы, а возможно, оно канет в вечность, оставив по себе огненный след потухшей звезды. Не это важно. Важно вчитаться, вдуматься в потертые страницы, чтобы лучше понять самих себя. Погружение в прошлое — один из способов самопознания! Но, может быть, прав великий поэт: не надо вам и нам всех этих архивов?Для чего же «Юность» возвращает далекое и близкое время из небытия?"

P.S. На всякий случай сложу еще трекерные ссылки, может, из их пересечения соберется почти полный архив. Как-нибудь на неделе попробую отобрать сканы получше и номеров побольше.

rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5179068
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5248482
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4983212
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2115480
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2628454

@темы: литература

22:51 

Заболекарь
Мегакрендель: заколебарь, жаболекарь, зомболекарь, лежебокарь
Про то, что не меняется тысячелетиями.

В древнегреческом было слово πέρδομαι «я пержу» и его синоним βδέω из более раннего *bzdḗō, то и другое когнаты похожих славянских слов с тем же значением.

Также: οἴφω «я ебу» из более раннего *oyépʰō, когнат санскритского yábhati и славянского *jebati.

Я нахожу это красивым.

@темы: превед, языковед

22:27 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
У меня всегда были проблемы с кинематографом. В юные годы я не смотрел многое из того, что смотрели мои сверстники - потому что как-то слабо интересовался фильмами. Потом я упал в самурайское кино и отнюдь не спешил оттуда вылезать. Кучу известнейших фильмов 90х я посмотрел только в 2005+ году, про пиратов Карибского моря узнал, когда уже вышел четвертый фильм, а к моменту, когда мне стало известно о моде на экранизации комиксов, уже точно было выпущено три Железных человека и не меньше трех фильмов про Бэтмена. Ну в общем вы поняли мой уровень знаний о мире кино.

Как-то так случилось, что недавно я решил хотя бы частично ликвидировать свою неосведомленность в этом вопросе. Конечно, я смотрю современные фильмы, но этого недостаточно, ведь куча классики второй половины XX века полностью прошла мимо, и это довольно неприятно. Поэтому первым делом я залез на торренты в разделы классики мирового кинематографа и начал хватать оттуда все подряд. По аналогии с моими постами про не самые популярные игры (дабы они совсем не упали в бездну небытия), я подумал, что будет полезно сделать пост про не самые популярные нынче фильмы. Конечно, сюда попадет и то, что смотрели все и каждый (посмотрите хотя бы на первый фильм из моего списка), но все полезней, чем ничего. Может быть, кто-нибудь последует моему примеру и посмотрит хотя бы что-то пятидесятилетней давности. Собственно, когда я начал писать этот пост, у меня на руках уже было несколько примеров, ради которых стоило закапываться в такие далекие годы.

Попробую следовать простой минималистичной схеме о да, я обожаю все раскладывать по полочкам и следовать схемам - один постер, один скриншот, стандартное коротенькое описание из интернетов, которое лепят на коробку с кассетой/диском/в раздачу, и чуть побольше (но тоже не слишком много) собственных впечатлений.

1. Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird (1962)
2. Собачий полдень / Вечером жаркого дня / Dog Day Afternoon (1975)
3. Принцип домино / The Domino Principle(1977)
4. Пустоши / Badlands (1973)

А вот тут я прервался и подумал: а почему я тыкаюсь во все, что вижу, надо бы все упорядочить. Начать, положим, с фильмов 1950 года, и продвигаться все дальше и дальше. И тут меня еще пробило посмотреть побольше нуара. Ну и заверте...

5. Убийство / The Killing (1956)
6. Сансет бульвар / Sunset Boulevard / Sunset Blvd.(1950)

Попутно я еще посмотрел один типичный нуар о хорошем копе, который мрачен и в мятом белом плаще, потерял жену и засадил за решетку полгорода. Но этот фильм оказался таким унылым, что я даже не запомнил название. Что-то из начала 50х, 1952-1954 гг. ориентировочно.

7. Дурная кровь / The Bad Seed (1956)
8. 12 разгневанных мужчин / Двенадцать разгневанных мужчин / 12 Angry Men (1957)
9. Красное солнце / Red Sun (1971)
10. Захват поезда Пелэм 1-2-3 / The Taking of Pelham One Two Three (1974)

Все, последний фильм 70х, чесна. Да и посмотрен он недели две назад, просто я его забыл вовремя сюда сунуть.

11. Нед Келли / Ned Kelly (1970)
12. Окно во двор / Rear Window (1954)
13. В случае убийства набирайте М / Dial M for Murder (1954)

UPD #5.

14. Поцелуй убийцы / Killer's Kiss (1955)
запись создана: 11.11.2017 в 01:05

@темы: кино

21:01 

Грамкин
или нет.


@темы: Видео, Музыка

00:11 

lock Доступ к записи ограничен

Bats
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

00:58 

Литературная критика

Kinn
Наивные люди часто думают, что критика - это разбор текста, имеющий целью либо смешать его с грязью и оcтавить от автора рожки да ножки, либо научить его писать лучше.
Это не так.
Литературной критикой называют две вещи, граничащие, но не смешивающиеся. Первая - это литературоведение, которое рассматривает текст как структуру (те самые сюжет-фабула-стиль-характеры-образность и т.д.) и как литературный объект в контексте литературы.
Вторая - собственно литературная критика, которая рассматривает текст в культурном контексте, как часть литературного процесса и общественное явление. Тут совсем рядом публицистика, и литературная критика часто залезает в область собственно публицистики. С другой стороны, литературная критика использует литературоведческий подход к анализу текста, раскрытию его содержания через форму.
В фэндомных сообществах и близких к ним жанровых "гетто" критика чаще всего представляется уничижительным памфлетом, смешиванием книги и автора с грязью в корыстных целях. Собственно, большая часть того, что подается как критика, это и есть: вкусовщина, высокомерие, сведение счетом.
Но в норме люди пишут критический отзыв не для курощения автора, а для упорядочивания впечатлений от текста и в попытке объективно увидеть его сильные и слабые места. Критика первого рода - это соотнесение своего впечатления с тем, как и о чем написан текст. Критика второго рода - рассмотрение текста и его места в текущем литературном процессе.
Разумеется, автор может принять к сведению критический разбор и что-то менять - исправить уже написанный текст (это интернет, здесь можно), писать далее с учетом прошлых ошибок. А можем не принять. Его дело.
И не стоит питать иллюзию, будто процесс генерации художественных текстов в фэндомных сообществах принципиально отличается от общего литературного процесса. Да, мэйнстрим другой. Но вода все та же.

@темы: ой что это?

14:47 

Kinn
16.01.2014 в 14:22
Пишет Амелия Б.:

Десятый класс.
Сдвоенная замена, собираю и проверяю сочинения. Тема: «Моя будущая профессия». Десятый, ять, класс.
Дорогие мои ПЧи, а угадайте-ка список пяти самых популярных профессий?
Девчонки стабильно хотят стать манекенщицами и актрисами.
Мальчики... внимание, парням по семнадцать лет. У меня в этом возрасте уже был мозг и я знала, чего хочу и что мне надо. Более того, я знала, как всего этого добиться. Здесь же — инфантильность на марше. Никто не хочет решать типовые человеческие задачки на волю, разум и совесть, а так же справляться с проблемами. Если отжать все до сухого остатка, то оно переводится на русский: «Сделайте мне красиво, а проблемы мне не нужны».
Итак, пять самых популярных и престижных профессий по версии мужской половины десятого класса:
1) Олигарх,
2) Киллер (мой внутренний фейспалм),
3) Хакер,
4) Геймер
5) а так же стилист-гей он же пидорас-парикмахер.
После того, как я в десятой работе подряд прочитала про «безотказных девочек и мочить в сортире», я ласково оглядела класс. Ничто так не раздражает словесника как беспомощная аргументация. Прокашлялась и разразилась пятиминутной речью на тему профпригодности. В которой было сказано, что от хорошего киллера требуется выдержка, хладнокровие, незаметность, умение находить общий язык с людьми, желание совершенствоваться и расти в профессии, широкий кругозор, артистические способности и умение хорошо стрелять для начала. Ну и чувство юмора.
— Анна Игоревна, так вы....
— Меня не взяли по зрению.
В итоге, девы были отправлены читать «Таис Афинскую», как самое доступное и простое. «Блеск и нищету куртизанок» они не осилят, так же как «Манон».
Юношей отправила смотреть «Криминальное чтиво», «Убить Билла» и «Криминальную Россию», конкретно выпуск про Солонника.
Я чего-то не понимаю в этой жизни.

URL записи

Публикуется с разрешения автора.

@темы: ой что это?

00:44 

А вот интересное про советскую фантастику

Kinn
08.08.2015 в 22:08
Пишет fandom Space Opera 2015:


Название: Советская космоопера
Автор: Альвхильд
Размер: 3 289 слов
Жанр: аналитика
Рейтинг: G
Скачать: FB2, RTF, TXT


Читать




URL записи

@темы: ФБ-15

13:47 

С ЗФБ - корейские сериалы

Kinn
На ЗФБ я пошла ради одного текстика, который долго сверлил мне мозг.
Я очень люблю героев, которые правильно относятся к предсказаниям. Они не пытаются обойти предсказание, объехать на кривой козе, объегорить судьбу и т.д., ведь обычно именно эти судорожные действия и приводят к предсказанному результату.
Вот Чхве Ён из "Веры" - узнал, что его убьет в будущем один мальчик из рода Ли. И что? Пожал плечами. Из истории и сериала "Великий провидец" мы знаем, что как раз Чхве Ён был наставником Ли Сонге в начале славного пути будущего основателя династии Чосон.
Или, скажем, на всю голову ударенный боевой брахман Дрона из "Махабхараты", который берется учить военному делу Дхриштадьюмну, предназначение которого - убить Дрону. Ну так, убить-то он убьет в любом случае, а вот вопрос посмертной славы великого учителя - это гораздо серьезней.

Название: Два генерала
Канон: «Вера», «Великий провидец»
Размер: драббл, 745 слов
Пейринг/Персонажи: Чхве Ён, Ли Сонге
Категория: джен
Жанр: драма
Рейтинг: G
Краткое содержание: одно предсказание и два генерала
Примечание: Чхве Ён тут из «Веры», а Ли Сонге, соответственно, из «Великого провидца».



@темы: fanfiction

20:55 

После "Махабхараты"

Kinn
Да, после "Махабхараты" есть жизнь. Мало того, что под сериал я перечитала внимательно текст со всеми комментариями и сопровождениями (и отловила штук пять ошибок в комментариях! Ай-яй, редакторы "Литпамятников" 90-х, шо ж вы так?). Я еще глянула старую "Махабхарату", сериал 1988 года, с усатыми толстыми мужиками в жестяных латах с бахромой.
Ну что, для тех лет и индийского кино это было очень даже. Смотреть подряд я, конечно, не смогла, листала на перемотке. Ни Пандавы, ни Кауравы, ни все остальные герои не впечатлили совершенно, разве что местами Арджуна и Бхима, а также Драупади - когда сценаристы давали ей хотя бы пару реплик. Впечатлили зато Кришна, брат его Баларама (тот еще тролль местами), сестра их Субхадра и Абхиманью. Хотя актер явно староват для шестнадцатилетнего. Местами там очумительные диалоги (особенно когда участвует Кришна). Несколько раз блеснул Карна. Белка-истеричка Дурьодхана был на высоте. Самая лучшая серия из всех - нападение гандхарвов. Но в целом... так себе.
Хотела посмотреть текущий сериал по "Рамаяне" - но вот не тянет в этот эпос совершенно, хотя в сериале изумительной красоты картинка, прекрасные актеры, костюмы, пейзажи и интерьеры.
Но внезапно на меня с ю-тьюба выпрыгнул другой сериал, под названием "Бог богов Махадэв", посвященный Шиве. 800 с хвостом двадцатиминутных серий, на русский переведено шестьсот с чем-то. И вот туда-то я и залипла.
Это абсолютно мифологический сериал, в источниках значатся пураны, веды и прочие итихасы, но в целом это такой мифоисторический кинороман.
Действие происходит в начале времен - людьми правит Праджапати (это титул) Дакша - сын Брахмы, первый в истории правитель, создатель ритуалов и цивилизации. Брахман, между прочим (к вопросу о власти). Его жена Прасути - дочь Ману, создателя законов. У них шестьдесят дочерей, которых они выдают замуж пачками за мудрецов, дэвов и так далее. Беда в том, что Дакша ненавидит Шиву и старается всячески исключить его из своего мира. Угу, счаз. Его уговаривают не страдать фигней, но Дакша тверд в намерениях. И его несказанно бесит, что Шиве пофигу.
Засада в том, что младшая дочь Дакши Сати - это воплощение Ади Шакти, силы Шивы, которую тот отделил от себя и отдал Брахме для сотворения мира. Причем Дакша сам устроил ее рождение, аскезы совершал, чтобы Шакти родилась именно его дочерью. И когда Сати влюбляется в Шиву, Дакша начинает делать все, чтобы не дать им соединиться.
Короче, арка Сати - это история семейного абьюза, потому что Дакша - типичный семейный тиран. И дочерей своих любит только пока они ему не противоречат. И зятьев терпит, пока они не начинают ему возражать. Чем кончилось? Ну, эта арка кончится трагически, разумеется.
Актриса, которая играет Сати, великолепно танцует и поет (нет, забудьте танцы и пение из болливудских фильмов, тут ведические гимны поют и совсем не те танцы танцуют). Актер, который играет Шиву... Короче, это убедительно. Смотришь - ну да, бог, со змеей, трезубцем и прочими атрибутами, и совершенно неотмирная улыбка на абсолютно неподвижном лице. Харизма, опять же. Сцена, где Шива смотрит на Сати, а она - на него, должна получить рейтинг "NC-столько-не-живут", а уж сцена их танца - вдвое больше.
В общем, рекомендую, если вас не пугает объем. И обязательно с субтитрами - озвучка, увы, убивает половину впечатлений.
Из забавного - дэвы и асуры, между которыми регулярно происходит совершенно ролевая войнушка.

@темы: сравнительная мифология, кино и немцы

22:01 

Как оно было на самом деле

Kinn
Пишет firtree вот так:

В начале не было ничего, только полная симметрия, и свободная калибровка летала над водами.

Потом отделил Бог целый спин от полуцелого, и повелел целому спину подчиняться статистике Бозе, а полуцелому статистике Ферми. И увидел он, что это хорошо.

И отделил Бог гравитацию, и поставил её константу взаимодействия ниже других констант, и повелел ей пресмыкаться на микроуровне, но сказал, что возвеличит её надо всеми, и будет она повелевать космологией, ибо всё будет подчиняться ей. И уползла гравитация на микроуровне на своё место, и поныне там пребывает.

И отделил Бог сильное взаимодействие от электрослабого, а кварки от лептонов, и повелел кваркам сильно и электрослабо взаимодействовать, а лептонам только электрослабо. И увидел он, что это хорошо.

И нарушил Бог симметрию электрослабого взаимодействия до слабого и электромагнитного, и обрели векторные бозоны массу, фотон же не обрёл. И стали векторные бозоны подобны фермионам, и возгордились, но не было у них закона сохранения числа частиц, ибо были они бозонами, и потому стало слабое взаимодействие короткодействующим.

И был вечер, и было утро: эра электрослабого фазового перехода.

Глюоны же обладали цветом, и были в том подобны кваркам, и взаимодействовали меж собой сильно, и порождали другие глюоны. И увидел Бог, что сильное взаимодействие асимптотически свободно, на больших же расстояниях линейно, аки в струнной модели.

И повелел Бог собраться кваркам по трое, и по одному и антиодному, и с глюонами в иные комбинации, по цвету синглетные, и затворил их там конфайнментом. И нарёк Бог кварки по трое барионами, а по одному и антиодному мезонами, и увидел он, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: эра конфайнмента.

Мезоны состояли из кварка и антикварка, и не имели барионного числа, и распадались до излучения, а барионы же антикварков не содержали, и распадались только до нуклонов, а дальше не могли. И было барионов больше, чем антибарионов, и потому оставались нуклоны не аннигилировавшие.

И сочетались нуклоны за счёт сложного обменного взаимодействия, производного от сильного, и соединялись по двое, по трое, по четыре. По четыре же, в альфа-частицы, им было лучше всего соединяться.

И увидел Бог, что в альфа-частицы соединилась четверть всех нуклонов по массе, остальные же остались свободными, а остальные элементы в следовых количествах. И посему достаточно было в межзвёздном газе топлива для ядерных реакций и зажигания звёзд. И увидел он, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: началась эра первичного нуклеосинтеза.. ))

@темы: интерпретации, наука

10:06 

О пользе знакомства с классикой и интертекстуальности

Kinn
Пошла по ссылке из рассылки генофонда по ключевому слову «Троя» - и в статье Д. Панченко "Троя, лабиринт, Илион: мифологическая и историческая основы эпической традиции" обнаружила источник или архетип обоих семивратных градов Толкина!
Минас Тирит вообще ложится один к одному: семь ворот одни над другими, поворот на каждом шаге-ярусе - абсолютно как в описании всех этих лабиринтов! Что Гондолин имеет своим архетипом Трою, практически самоочевидно. Это бросает новый свет на астральные мотивы, связанные с Эарэндилем и, похоже, на солярные мотивы, связанные с Идриль (которая у нас редким для толкиновских красавиц образом златовласа), как и полагается Елене Троянской и Солнечной Деве из мифа о похищении.


Бабах - через двадцать лет Анариэль обнаружила, что в "Падении Гондолина" присутствует троянский архетип. Но это же очевидно! Более того, на Трою впрямую ссылается текст, Гондолин сравнивается с "Bablon, Ninwi, Trui, Rum" (в рукописи А напрямую Babylon, Nineveh, Troy).
Для человека европейской культуры сюжет об осаде и падении города - это Троя прежде всего, и только потом в "Падении Гондолина" проступают мотивы ирландских скел о "падении дома" - о гибели короля. нарушившего королевские гейсы.
Разумеется, в "Падении Гондолина" взгляд автора не про-ахейский, как у Гомера, а про-троянский, совершенно по Честертону, которого Толкин явно читал. Хотя, возможно, и Честертон не автор этой идеи, а подхватил носившееся в воздухе, как это часто бывает.
И совершенно в духе толкиновской мифологии Гектор-Туор спасается, как Эней, и вместо Эарендиля-Астианакса со стены сбрасывают предателя Маэглина. Ну и Идриль как Елена - идеал красоты, сокровище города. Я говорила об этом еще в конце 90-х, кстати, как только прочитала.
В общем, это очевидные вещи, но почему Анариэль (и вслед за ней большинство толкинистов) не увидела этого сразу?
UPD. Прошу прощения, была невнимательна. Насчет Трои Анариэль как раз в курсе, открытием оказалось то, что Минас-Тирит - он тоже семивратный Илион :-) И его уподобление Трое - еще более красноречиво, потому что эта Троя не пала. И тем не менее следующее рассуждение остается в силе, см. комментарий Ринглина.

Моя гипотеза такая: это от того, что у толкинистов их толкинистические штудии проходят по отдельной графе от общекультурных. К толкиновскому тексту подверстывают древнеанглийские и общегерманские материалы, потому что на них впрямую ссылается сам Толкин, кельтские (в основном ирландские) мотивы, но не античную классику. Античная классика - из учебников, школьная, университетская. Толкиновская мифология для нас - контркультурная, диссидентская, протестная.
Точно так же российские толкинисты упускают связь между Нуменором-Аталантэ и Атлантидой, кроме номинальной ("они потонули и названия похожие"), хотя само описание Нуменора даже структурно подобно платоновскому описанию Атлантиды, а технический (скорее, техномагический) прогресс нуменорцев впрямую вплыл в "Lost Road" из концепта Атлантиды начала 20 века, из эзотериков (ср. второй рассказ Аэлиты из одноименной повести А.Толстого, уж Блаватскую я никого не пошлю читать, разве что ради аскезы).
Впрочем, мне и в англоязычной толкинистике до сих пор не попадалось исследований атлантидского мотива у Толкина. То ли он кажется слишком очевидным, а потому не нуждающимся в исследовании, то ли на слово "Атлантида" набегают фрики, и поэтому его стараются употреблять пореже и быстрее проскакивать эту тему.
При этом общефилологические штудии (Е.Ковтун, М.Штейнман) поверхностны. У Ковтун рассматривается только роль фантастических приемов в тексте ("Поэтика необычайного"), Штейнман в своих лекциях (см. на ютьюбе, поиск по фамилии) старательно избегает углубления в рассмотрение отдельных мотивов и сильно упрощает - причем на видео заметно, как она делает ментальное усилие, пытаясь не углубиться в тему, как будто это спасет ее от обвинений в гикнутости и удержит в академическом дискурсе.

@темы: интерпретации, ардическое, JRRT

23:37 

Посвящается Кэрри Фишер

Starsword
Thorn and Fire!
Принцесса
постарела на тридцать лет,
сменила белое платье
на форму хаки,
в волосах седина проступила,
как соль на камне у моря -
того самого моря,
что расплескалось и испарилось,
когда в него ударил луч со Звезды Смерти.
Принцесса щурится, глядя в экран, -
контуры схем расплываются,
если она забывает очки.
Отражение в зеркале
тоже видно нечетко,
оно постарело
вместе с принцессой,
вот только
глаза
все те же.
Связистка в штабе
восторженно смотрит на генерала
и мечтает
не о белом платье,
а о об умении
метко стрелять
и командовать флотом.
Ей девятнадцать лет,
она воображает себя принцессой...

@темы: стихи

16:53 

Kinn
Пишет Starsword:

Посвящается Кэрри Фишер

Принцесса
постарела на тридцать лет,
сменила белое платье
на форму хаки,
в волосах седина проступила,
как соль на камне у моря -
того самого моря,
что расплескалось и испарилось,
когда в него ударил луч со Звезды Смерти.
Принцесса щурится, глядя в экран, -
контуры схем расплываются,
если она забывает очки.
Отражение в зеркале
тоже видно нечетко,
оно постарело
вместе с принцессой,
вот только
глаза
все те же.
Связистка в штабе
восторженно смотрит на генерала
и мечтает
не о белом платье,
а о об умении
метко стрелять
и командовать флотом.
Ей девятнадцать лет,
она воображает себя принцессой...

URL записи

@темы: SW

21:49 

Kinn
meamia пишет:

Сестры, заклинаю вас святой Еленой и святой Сарой: будьте бдительны! Если рассказывают вам, что быть бедной лучше, чем быть богатой, быть невежественной лучше, чем быть образованной, быть зависимой лучше, чем иметь специальность и быть самой себе хозяйкой - воистину, страшные Чужие и Роботы овладели этими людьми, притворяющимися вашими Доброжелателями! Гоните их святым матом!


00:34 

Kinn
anariel_rowen пишет:

Vaster than empires, and more slow
Устроила себе Tolkien's Day, долбила предисловие к "Запискам клуба". Много интересных мыслей пришло.
Например, что "Записки" - вполне законченный текст: на западе герой встречает Улмо, как Туор, и после этого приплывает, подобно девяти кораблям и Снопу, с запада к восточным землям (из Ирландии-Гесперии - в Англию). Его видения перестают быть обрывочными аудиальными фантомами - всего лишь словами, фразами, речами, они становятся полноценной вторичной реальностью, в которую человек уходит целиком и которая притом с легкостью оживляет историю и смыкается с литературной традицией (теперь никакой "человек из Порлока" не собьет поэта и не заставит его оставить "Кубла-хан" незаконченным).
Лаудем притом из всех толкиновских персонажей больше всех на Толкина похож: он специалист по древнеанглийскому из Оксфорда, он придумывает-глючит языки, он сын, через полвека после смерти отца все еще переживающий потерю ("Записки", которые однозначно не датируются по прочим свидетельствам, лично я датирую 50-летней годовщиной смерти отца Толкина, Артура, и в "Записках" автор Сильмариллиона - Джон Артурсон). И Лаудем, в отличие от Рэймера, пишущего что-то уныло-реалистическое, является проводником видения ошеломляющей силы, по сравнению с которым реализм - просто серая тряпка.
Это видение, Великая Буря и Зеленая Волна, в реальном мире ничто иное, как "Властелин Колец" - предсказание, предвестие или инструмент гибели империй, которые поклоняются Богу-Королю, взрывающий их скрепы и низвергающий их храмы.
Цитируя Рэймера, "мифы и легенды — как взрывоопасное вещество... если вдруг происходит детонация, они взрываются с грохотом. Да, возможно потрясение в реальном, первичном мире". "Записки" переполнены взрывами.
Толкин знал, ЧТО он пишет и какую атомную бомбу он, как "Энола Гэй", несет в реальный мир из эльфийских снов. "Но ключ, я думаю, здесь. Зигур". Властелин Колец. То есть "Властелин Колец".
Внутримировой образ - это Сильмариль, звезда навеки уплывшего на Запад отца (the heirlooms of our father - так говорят Фэанариони о Камнях), Гиль-Эстэль, слава которой теперь видима многим: эльфы взглянули на нее и более не отчаивались, а Моргот исполнился сомнения. Звезда Утренняя и Вечерняя, посредник между миром дня, где надо принимать экзамены и где живут хоббиты, и миром ночи, эльфийского сна и межзвездных скитаний, именно то место и время, где противостоят друг другу Темная Башня и Белый Город, Рим, бывший прежде Англии, основанный беглецами, спасшимися от гибели Трои, что "далека, так далека ныне". And that's a good thing.


Да, вот как-то у Толкина все цельно, хотя и похоже на драный палимпсест - здесь пять версий одна поверх другой, а тут пятно, рыбу заворачивали. Но все связано, вытекает одно из другого, целостно и внутренне непротиворечиво.

Да, анариэлевский перевод "Записок" весьма рекомендую.

@темы: JRRT

11:22 

Гербарий

Kinn
Пишет alwdis:

Любовь, говорите...
Завтра у меня лекция "Любовь в древнерусской культуре". Ее (то есть лекцию, а отнюдь не любовь) как-то масштабно распиарили, а тут я еще микрофон купила, то есть будет и народу, вероятно, больше обычного, и запись для географически удаленных.
Ну и под это дело меня накрыл приступ гиперответственности, так что я, вместо того, чтобы выезжать на годами проверенных цитатах, взяла да и жахнула часов пять на чтение литературы по теме.
Ну и что сказать...

...я вот всегда любила русскую народную культуру. Фольклор, былины (которыми лет 15 плотно занималась), деревянное зодчество, неорусский стиль - хоть Васнецов, хоть Римский-Корсаков, хоть Ярославский вокзал в Москве.
Любила.
Но писала всегда по чему-то европейскому. В детстве по Шекспиру, потом пошли Толкиен, кельты; потом меня занесло во всё японское.
Почему не русское? почему не родное??? ведь люблю же!
Этим летом прозвенел первый звоночек. Когда поездка на этнофестиваль обернулась для меня яростной ненавистью к культуре русского крестьянства (а там же хуже, там же советский эрзац этой культуры!). И я тогда поняла, что привыкла - да, к Васнецову и особенно Римскому-Корсакову с Бородиным, то есть к высокой культуре в национальных формах, а опускаться до уровня деревни - извините, нет.
А сегодня всё встало на свои места окончательно.
"Согласно Адаму Олеарию, посетившему Рос­сию в царствование Михаила Федоровича, его собеседники на рус­ских пирах говорили обычно «о разврате, о гнусных пороках, о не­пристойностях... Они рассказывают всякого рода срамные сказ­ки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприлич­ные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, счи­тается у них приятнейшим в обществе»"
Знали мы это? - нет. Кто Олеария читал?..
Не знали, но понимали. Потому что нет у нас высокой светской культуры Московской Руси. От Киевской дошло - как ни мало, а нам хватает. От духовной культуры Московской же - мы не в ту сторону смотрим, но знаем поневоле, потому что дошло изрядно. Сюда же всякие "Домострои" и прочая государственность (в частности, летописи и пр.).
А светской культуры - от Батыя до, черт меня побери, Петра! - у нас НЕТ. Вот вам цитата, красноречивая.
От Батыя до Петра. Вдумайтесь в эти жуткие слова.
...а по-хорошему, так вообще до Екатерины. Потому что то светское, что у нас до нее было, - годится только студентов мучить.

Но я-то, как любой наш образованный человек, воспитана на 19 веке, а это от Карамзина и далее везде, то есть европейская культура с русским содержанием.
И вот выходит трагический парадокс: что на крестьянском уровне тесновато (а уж когда под видом "фольклора" поют советскую эстраду на деревенские темы - там вообще тошно!), о домонгольской культуре мы знаем крохи (и вот они - былины как мечта о ней!), о Московской Руси - меньше знаешь, крепче спишь, а Римский-Корсаков и последовавший за ним Птушко - это как бы уже не "народное".
В задаче спрашивается: где та русская культура в национальных формах, которую любить?
(Вопрос, если что, риторический...)

URL записи

дальнейший диалог:

читать дальше


Так, вместо дополнения получился новый пост. Ну ладно.
В общем, профессор Альвдис сделала одолжение слушателям - пять часов потратила на чтение литературы по теме лекции...
Лекция, что характерно, за деньги.

= Перекрёсток =

главная